Мы используем куки на нашем сайте

Учет нематериальных активов: простыми словами о сложном

Что можно, а что нельзя к ним относить, порядок учета, счета для учета и проводки, учет амортизации и выбытия
ЕЛЕНА БУЛГАНИНА
20 декабря / 2020

Компании в своей деятельности нередко сталкиваются с вопросом учета и оценки нематериальных активов. Что стоит относить к нематериальным активам, а что можно сразу списать на расходы? Как определить стоимость этого великого изобретения гения-программиста из IT-отдела?

Разобраться помогла Елена Булганина, директор компании «Формула». Компания предоставляет бухгалтерские и юридические услуги для предпринимателей (перейти на сайт или в группу вконтакте).

Что такое нематериальный актив в соответствии с ПБУ 14/2007

Для начала необходимо понять, что за зверь этот нематериальный актив. Договоримся, что нематериальный актив мы будем называть сокращенно НМА.

Основные тайны о НМА раскрыты в Положении по бухгалтерскому учету 14/2007. В нем сказано, что нематериальный актив — это имущество компании, которое имеет следующие характеристики:

  1. Приносит или будет приносить в будущем экономическую выгоду. Например, сайт компании привлекает новых клиентов и таким образом увеличивает доходы компании;
  2. Является обособленным от другого имущества. Например, разработка обновления для программы для ЭВМ не является отдельным НМА, а включается в стоимость самой программы;
  3. Будет использоваться более 12 месяцев;
  4. Имеет стоимость. Например, если разработкой НМА занимается сотрудник компании, то в качестве первоначальной стоимости можно признать расходы на его заработную плату;
  5. Компания не планирует продать актив в течение 12 месяцев;
  6. Актив не обладает материально-вещественной формой или, проще говоря, его нельзя потрогать.
Важным и отличающим признаком нематериального актива является наличие исключительных прав на него. Если вы приобрели новый компьютер и лицензию на операционную систему, это не означает, что вы приобрели НМА — вы приобрели только право использования операционной системой.

Но если вдруг вы решили стать вторым Биллом Гейтсом и сделать новую супер-мега систему — тогда это НМА. Смело ставим на баланс и ведем учет согласно всем правилам учета НМА.

    Порядок учета нематериальных активов

    С точки зрения оценки НМА, выделяют первоначальную и последующую. Но только в бухгалтерском учете. Ведь в налоговом учете первоначальная стоимость нематериальных активов компании изменению не подлежит.

    Порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от их способа поступления в организацию. НМА можно купить, создать своими силами, получить в порядке дарения или получить в качестве взноса в уставный капитал.

    К примеру если НМА приобрели за плату, то первоначальная стоимость приобретаемых НМА складывается из всех фактических расходов, связанных с покупкой:

    • суммы по договору на приобретение исключительного права на НМА с правообладателем;
    • таможенные пошлины и таможенные сборы;
    • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;
    • вознаграждения посредникам, которые помогают приобрести НМА;
    • информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
    • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
    Если вы все-таки обладаете способностями или ресурсами для создания собственного НМА, то помимо выше перечисленных для определения первоначальной стоимости можно также отнести расходы:

    • стоимость материалов, используемых при создании НМА;
    • услуги сторонних организаций по договорам подряда, способствующих созданию НМА;
    • расходы на оплату труда сотрудников, которые непосредственно связаны с созданием НМА, а также страховые взносы;
    • расходы на содержание и эксплуатацию активов, которые участвуют в создании НМА, а также амортизацию этих активов.
    Если НМА вы получили в порядке дарения, то первоначальную стоимость необходимо будет оценить. Для этого нужно заключить договор на проведение оценки с независимым оценщиком.

    Если НМА получили в качестве взноса в уставный капитал, то первоначальную стоимость может определить учредитель. Свое решение о стоимости актива учредитель может указать в протоколе собрания участников общества.

    Когда НМА готов к эксплуатации, необходимо оформить соответствующий акт и издать приказ, в котором будет определен срок полезного использования НМА. Если вы приобрели исключительные права, то такой срок будет указан в договоре. Если вы создали НМА своими силами, то срок эксплуатации будет равен сроку, в течение которого вы планируете получать доход.

    В налоговом учете действуют иные правила. Если срок полезного использования НМА определить невозможно, то он устанавливается равным 10 лет, но при этом он не может быть менее 2-х лет.

    Стоимость НМА, как выяснили ранее, может измениться, но только в бухучете. Последующая оценка НМА может возникнуть в связи с переоценкой или обесцениванием. При этом не стоит забывать, что проведение переоценки НМА — это право, а не обязанность. Но если вы решили проводить переоценку, то делать ее в дальнейшем необходимо регулярно, чтобы стоимость НМА в бухгалтерском учете существенно не отличалась от их текущей рыночной стоимости.

    Для проведения переоценки вы можете обратиться к экспертной компании, которая занимается проведением оценки НМА. Проведение переоценки НМА позволит увеличить капитализацию компании. Отчет о независимой оценке будет не лишним при заключении договора отчуждения исключительных прав для того, чтобы оценить, что стоимость НМА соответствует рыночной. Либо, если компании нанесен материальный ущерб при незаконном использовании НМА, то эксперт поможет определить размер такого ущерба.

    Оценка рыночной стоимости НМА может также потребоваться при передаче НМА «в аренду», при заключении лицензионного соглашения или при расчете суммы роялти, при передаче НМА в залог банку. Обесценивание НМА применяется в международных стандартах учета. Тем, кто еще применяет российские стандарты, проверять НМА на обесценивание не обязательно.

    Счета и проводки для учета поступления (приобретения, принятия) нематериальных активов

    В бухгалтерском балансе НМА отражаются в разделе Внеоборотные активы в строке 1110 «Нематериальные активы» по остаточной стоимости, которая рассчитывается путем вычитания из первоначальной стоимости суммы начисленной на дату составления отчетности амортизации. Учет НМА осуществляется на счете 04. Амортизация НМА начисляется на счете 05.

    Для продвинутых рассмотрим самые популярные проводки для учета НМА.

    Учет амортизации нематериальных активов

    Для погашения постепенной утраты стоимости НМА начисляется амортизация. Амортизационные группы НМА распределяются аналогично основным средствам на 10 групп. Способ начисления амортизации также необходимо использовать тот, который указан в учетной политике.

    Самым сложным, как правило, в вопросе амортизации является определение срока полезного использования. Срок можно установить в соответствии с амортизационной группой, взять из договора или установить самостоятельно. Бухгалтерские проводки по начислению амортизации выглядят следующим образом.

    Дебет:
    20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 97 «Расходы будущих периодов»

    Кредит:
    05 «Амортизация нематериальных активов»

    Учет выбытия нематериальных активов

    НМА после истечения срока полезного использования больше не отражаются в составе активов в балансе, но при этом не перестают быть собственностью компании. При этом по истечении срока, если НМА продолжает приносить прибыль компании, срок и стоимость можно пересмотреть.

    До истечения срока полезного использования НМА можно продать, подарить или передать в уставный капитал. В таком случае право собственности на НМА прекращается, сам актив и его амортизация списываются с баланса.

    Если НМА передали по лицензионному договору в пользование, то НМА остается на балансе и продолжает амортизироваться. Выбытие НМА оформляется актом. Специальной формы такого акта. Компания вправе использовать свой разработанный бланк.

    Главное, чтобы из документа было понятно, что какой актив уходит с баланса, и что является основанием для списания. Также в акте следует указать основные характеристика НМА, остаточную стоимость и сумму начисленной амортизации.

    Пример учета нематериального актива

    01.04.2018 года руководитель компании поставил задачу своему IT-отделу разработать мобильное приложение на IOS для улучшения клиентского сервиса.

    Задача была исполнена в срок 2 месяца. Над выполнением задачи трудились 2 специалиста IT-отдела с заработной платой 30 000 рублей. Для создания аккаунта в App Store компания заплатила 6500 рублей.

    Других расходов у компании при создании НМА не было. Приказом руководителя срок полезного использования был установлен равным 2 годам.

    Рассмотрим как данный проект будет выглядеть в учете.

    Что такое карточка учета нематериальных активов

    Для учета НМА обычно используют карточку учета НМА по форме НМА-1. При этом данная форма вовсе не является обязательной. Как и при выбытии НМА можно использовать свою разработанную форму. Главное, что в ней отражались основные характеристики актива, такие как:

    • счет бухучета
    • первоначальная стоимость
    • срок полезного использования
    • сумма амортизации
    • норма амортизации
    • документ, на основании которого НМА принят к учету
    • сведения о выбытии объекта
    • прочая информация.
    Если резюмировать все выше сказанное, то станет очевидно, что НМА — вовсе не страшный зверь, а волне себе дружелюбный и полезный. Учет НМА очень похож на учет основных средств. Отражая НМА в бухгалтерском балансе, вы увеличиваете капитализацию компании и делаете отчетность привлекательней для инвесторов и клиентов.
    Мы не занимаемся учетом нематериальных активов, поэтому если возникли вопросы по статье или есть задача по учету, обращайтесь к автору — Елене Булганиной, директору компании «Формула».

    Компания помогает вести учет, подготавливать документы, выплачивать заработную плату, отправлять отчеты в налоговую, отвечать на все запросы госорганов, регистрировать предпринимателей и компании, защищать интересы в суде и в целом делает жизнь предпринимателей чуточку прекрасней, наводя порядок в учете и избавляя от бумажной волокиты.

    Формула — та самая надежная бухгалтерия для предпринимателей (перейти на сайт или в группу вконтакте).