Патентное исследование — это аналитический инструмент, который позволяет решать с помощью анализа патентной информации технические, правовые и маркетинговые задачи, связанные с разработкой, продвижением и выводом на рынок наукоемкой продукции. Патентные исследования могут сыграть весомую роль в качестве инструмента поддержки принятия управленческих решений при выводе инновационной (новой) продукции на рынок.
В практике под патентными исследованиями чаще всего подразумеваются задачи по исследованию технического уровня и тенденций развития отдельных технологических областей или кластеров, патентоспособности разработанных технических решений, патентной чистоты и конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.
Главной уникальной особенностью патентного исследования от других видов маркетинговых исследований является анализ патентной документации, которая содержит информацию, представляющую интерес на всех стадиях жизненного цикла продукта или технологии: разработка и внедрение продукции на рынок, проведение НИОКР или ОКР, продажа продукции, утилизация продукции.
Если обобщить вышесказанное, то проведение патентных исследований позволяет решать следующие задачи:
- Определить технический уровень и тенденции развития области техники;
- Выявить новизну технического решения;
- Провести анализ патентной чистоты объекта техники и его составных частей;
- Найти ведущих разработчиков и изобретателей
- Определить направления патентной активности конкурентов.