Консультация с экспертом
Напишите контакты, мы позвоним и ответим на вопросы.
В рабочее время обычно звоним в течение нескольких минут. Консультация бесплатна и ни к чему не обязывает. Ответственно храним заполненные персональные данные и никому их не передаем, если вы сами не попросите.

Патентный поиск

Ищем и находим нужные патенты.

Обычно проводим патентный поиск для обоснования мировой новизны технического решения или наоборот — для ее оспаривания.

А вообще, патентный поиск может решать самые разные задачи.
Индивидуальные. Особенные. Ваши.
от 5 рабочих дней
от 20 000 рублей

Наши преимущества


Особое образование по специальности «Управление интеллектуальной собственностью»

>200 отчетов о патентных исследованиях подготовили наши эксперты

Работаем с 2014 года, более 7 лет опыта накопилось уже

Сопровождаем отчет перед организацией-монитором, если работаете по контракту
Как мы работаем
Определяем ваши задачи
Объем работ напрямую зависит от регламента исследований, который, в свою очередь, должен опираться на ваши итоговые цели.
Проводим патентный поиск
На первый взгляд может показаться, что патентный поиск — это что-то абсолютно очевидное: достаточно ввести в гугл патенты запрос и получить результат.

Придумывая запрос, важно ничего не пропустить. Но, с другой стороны, если запрос слишком широкий, то полученный огромный массив патентных документов будет физически невозможно изучить.
Делаем заключение
Если поиск проведен для целей патентования — отражаем его результаты в заявочных материалах.
В других случаях — составляем заключение, например, о наличии или отсутствии мировой новизны

Нам доверяют

Ананьев Максим Васильевич
Директор ИВТЭ УрО РАН
"В качестве конкурентного преимущества компании стоит отметить ее фокус на решении задач заказчика. В процессе оказания услуг возникали новые исходные данные, под которые исполнитель неоднократно корректировал ход работ для получения необходимого результата."
Тильк Герман Игоревич
Исполнительный директор АО «НПЦ «ПРОМЭЛЕКТРОНИКА»
"Отличительной чертой работы компании является оперативность и сильный командный дух, готовность быстро реагировать на обстоятельства."
Тынковский Сергей Иванович
Генеральный директор ООО «Екатеринбургский завод изоляционных материалов»
"Система работы компании отличается высокой информативностью и эффективностью, тонким стилем, отличным регулированием взаимоотношений между всеми участниками процесса, а так же грамотным сопровождением и консультированием клиентов."

Что такое патентный поиск
Патентный поиск — это информационный поиск патентов и заявок по определенным характеристикам в патентных базах данных. Существуют несколько разновидностей патентного поиска в зависимости от его критериев.

Тематический поиск направлен на поиск общей с объектом исследования информации для определения схожих с ним решений. Применяется, например, при определении новизны или патентной чистоты изобретения.

Именной поиск представляет собой поиск по фамилии автора, заявителя или патентообладателя или наименованию организации. Используется для определения патентного портфеля фирмы-конкурента.

Нумерационный — поиск по номеру патента. Наиболее простой и быстрый вид поиска. Применим, если известен точный номер искомого документа.

Классификационный — поиск решения, относящегося к тому же индексу Международной патентной классификации изобретений и полезных моделей (МПК) или Международной классификации промышленных образцов (МКПО), что и объект исследования. Проводится для определения аналогов анализируемого объекта интеллектуальной собственности.

От правильно введенных запросов зависит качество результатов работы. В патентном поиске встречаются «подводные камни», такие как использование заявителями разных стран различных терминов на одном и том же языке или особенности автоматического перевода иероглифов, которые, как правило, имеют несколько значений. Рабочий метод для поиска патентов по базам данных — метод подбора.

При выборе ключевого слова вариант не вводится полностью, а только корень слова со звездочкой (например, driv*). Это позволяет осуществить поиск по совокупности возможных вариантов.
Для наиболее точного поиска необходимо использовать несколько или все виды поиска
Цели и задачи патентного поиска
Патентный поиск проводится по нескольким причинам, так как он часто является составным элементом патентных исследований и осуществляется на этапах создания инноваций перед регистрацией объектов интеллектуальной собственности.

Главная цель поиска — определение новизны разработки для оценки ее патентоспособности. Это не просто желательная процедура, от нее часто зависит разумность дальнейшей работы над новшеством, так как решение может не подлежать правовой охране.

Также поиск проводят для определения патентной чистоты, чтобы использовать объект на определенной территории без нарушения чужих прав.

Патентный поиск дает возможность получить данные о состоянии разработок и развитии отрасли, в которой планируется использование инновации. В результате поиска обнаруживают новые сферы применения созданного объекта и определяют потенциальных конкурентов.

Патентный поиск позволят выявить возможных потребителей разработки или специалистов, создающих похожие решения, для пополнения рабочих команд или покупки лицензий.
Среди наших проектов
Критерии патентоспособности
Правовая охрана необходима объекту интеллектуальной собственности для того, чтобы владелец распоряжался созданным решением самостоятельно или с помощью лицензирования получал доход от его использования другими.

Патентный поиск важен перед подачей заявки на патентование, чтобы убедиться, что техническое решение отвечает критериям патентоспособности. В противном случае можно зря потратить время и деньги на работу патентоведа и уплату государственных пошлин.

Критерии патентоспособности у различных разработок отличаются.

  • Для изобретения критериями являются новизна (отсутствие информации об объекте в открытых мировых источниках данных), изобретательский уровень (изобретение дает больший эффект, чем сумма известных эффектов его частей) и промышленная применимость (изделие используется для достижения объективного технического результата).
  • Для полезной модели — новизна и промышленная применимость.
  • Для промышленного образца — новизна и оригинальность (непохожесть на уже созданные дизайны).
Важно: учитывается именно мировая новизна, хотя патент действует только на территории той страны, где выдается
Материалы для патентного поиска
Для проведения тематического патентного поиска составляют первоначальную формулу и описание анализируемого объекта. Далее выбирают ключевые слова, которые являются опорными и дают представление об исследуемом решении.

Для классификационного поиска определяют класс МПК или МКПО и ключевые слова.

При именном поиске нужны фамилии людей или названия организаций, при нумерационном — только номера патентов.
Методика и базы данных для патентного поиска
Временной диапазон и вид поиска определяются конкретными целями и знаниями проводящего исследование. От глубины и географии поиска сильно зависят результаты анализа.

Для самого поиска материалы, описанные выше, указываются в специальных полях в поисковых системах. К таким системам относятся национальные патентные базы стран, например, ФИПС (РФ), United States Patent and Trademark Office (США) и многие другие.

Список ведомственных служб по интеллектуальной собственности, предоставляющих свободный доступ к базам, представлен на сайте: http://www.wipo.int/ipdl/en/resources/links.html.

Помимо патентных баз ведомств, также используются онлайн-агрегаторы патентов разных стран. В таблице далее предложены характеристики самых популярных патентно-информационных систем.
Как самостоятельно провести патентный поиск
Проведением патентного поиска занимаются специалисты по интеллектуальной собственности, однако случаются обстоятельства, при которых обращение к профессионалам затруднено. В таком случае возможно провести поиск самостоятельно.

На схеме представлена общая структура патентного поиска по российским изобретениям и полезным моделям в Федеральном институте промышленной собственности РФ (ФИПС).
База данных ФИПС бесплатна
Общая структура патентного поиска в ФИПС
После того, как системой осуществляется отбор патентов по заданным критериям, вручную тщательно проверяется каждый документ. Эта процедура проводится при определении, например, патентной чистоты объекта интеллектуальной собственности.
Итого про патентный поиск
Патентный поиск — необходимая процедура при получении правовой охраны нового решения, при патентном анализе отрасли или для исключения ситуации нарушения чужих прав. С помощью бесплатных патентно-информационных систем проводится поиск по большому количеству баз данных мира. Из этого следует, что возможен самостоятельный патентный поиск.

Однако, если не обращаться за этой услугой к профессионалам, велик риск пропустить важный документ и сделать ошибочные выводы. Итог: потраченные зря время на поиск и деньги на государственные пошлины, а также отказ в выдаче патента со стороны российского ведомства.

Эти проблемы решает обращение к специалистам по интеллектуальной собственности, которые в полном объеме анализируют уже выданные патенты и определяют, можно ли запатентовать исследуемый объект. При невозможности патентования профессионал предлагает варианты решения проблемы и содействует в получении патента, увеличивая шансы на успех.
Популярные вопросы о патентном поиске
(с ответами)
Вопрос:
В каких ситуациях может потребоваться патентный поиск
Ответ:
Допустим, вы придумали новый препарат или вакцину для лечения редкой болезни или устройство, которое экономит затраты на производство в 10 раз. Что вы делаете дальше? Продумываете бизнес-план, анализируете рынок, находите инвестиции для проекта, настраиваете производство и запускаете его. Проходит какое-то время, вы получаете первую партию продукции, у вас уже налажены связи с партнерами, поставщиками и клиентами и в один не самый прекрасный день вам приходит письмо от компании "Альфа", что ваша продукция попадает под действие их патента и вы должны прекратить производство данной продукции, либо заключать лицензионное соглашение с компанией "Альфа" на невыгодных условиях.

Как избежать такой ситуации? На начальном этапе необходимо провести патентный поиск, чтобы ответить на 2 вопроса: не придумал ли кто-то уже подобное, а если и придумал, то у кого есть права на данную технологию. Ответы позволят скорректировать планы своего развития и снизить к минимуму риски попасть в такую неприятную ситуацию.

Другой пример: вы несколько лет разрабатывали новую технологию переработки топлива, готовились к выводу на рынок, просчитали все экономические показатели, наконец-то вывели её на рынок, а через пару лет все предприятия перешли на альтернативные источники топлива. И технология сразу стала неконкурентоспособной на рынке.

Анализ научно-технической информации, в т.ч. и проведение патентного поиска позволил бы выявить изменение тенденций на рынке намного раньше. В большинстве случаев патентный поиск позволяет спрогнозировать общие изменения внутри как узких технических направлений, так и широких технологических кластеров, когда меняются технологические уклады и базовые технологии.
Вопрос:
Какие можно получить результаты
Ответ:
Многие воспринимают патентный поиск только как неотъемлемый этап при процедуре патентования технических решений. На самом деле это не совсем так.

В последние пару десятилетий с резким ростом и развитием информационных технологии и интернета патентный поиск стал выполнять куда более широкий спектр задач. От технологического аудита и разработки технологической стратегии предприятия до проведения конкурентной разведки и поиска ведущих экспертов в узких технологических областях.

В нашей практике мы все чаще встречаемся с ситуациями, когда на результатах патентного поиска формируются целые технологические стратегии развития как и маленьких предприятий, так и крупных промышленных корпораций.

Временной цикл смены технологий с годами становится все короче, а необходимость в инновациях все сильнее. И патентный поиск как раз является одним из тех инструментов, который позволяет компаниям строить долгосрочную конкурентоспособность на рынке.

Вопрос
Подробнее о процессе патентного поиска
Ответ
Получаем максимально подробную информацию о технологии. В зависимости от задач составляем набор ключевых слов и подбираем индексы Международной патентной классификации (МПК). Также определяем необходимость привлечения экспертов других специальностей. Результат предварительного этапа — техническое задание и регламент патентного поиска.

Далее формируем «поисковый образ» или «поисковую стратегию», которые будут определять весь ход проведения дальнейших исследований. Поисковый образ включает в себя совокупность параметров, по которым проводится поиск и отбор патентной документации, относящейся к задачам исследований.

Поисковой образ в общем случае определяется исходя из следующих параметров для предмета поиска:
  • выбор стран поиска;
  • определение индексов МПК;
  • определение глубины (ретроспективы) поиска;
  • определение перечня компаний.

Важный аспект на первом этапе проведения поиска — определение индексов МПК для формирования массива данных и анализа конкуренции в отрасли. Правильное определение рубрик МПК будет гарантировать полноту информационного поиска, а также релевантность отобранных патентов.
Вопрос
С помощью чего проводится патентный поиск
Ответ
Еще 20-30 лет назад проведение патентного поиска было возможно только в специализированных патентных библиотеках, где эксперты вручную просматривали сотни патентов (занимала такая процедура несколько недель).

Сегодня патентный поиск проводится с использованием удобных онлайн сервисов (информационно-аналитических систем), которые предоставляют национальные патентные ведомства или специализированные компании.

Однако, не смотря на то что практически весь процесс патентного поиска стал автоматизирован, стоит отметить, что у всех современных сервисов разный охват для анализа патентов. Это требует опыта экспертов для проведения грамотного поиска.

Поисковые информационно-аналитические базы можно разделить на 2 группы:

  1. бесплатные: PATENTSCOPE (ВОИС), Google Patents, Espacenet (Европейское патентное ведомство — ЕПВ), информационные системы национальных патентных ведомств;
  2. коммерческие, ориентированные на проведение глубокой аналитики с и широким инструментарием визуализации данных: Global Patent Index и PatStat (ЕПВ), Clarivate Innovation (компании Clarivate Analytics), Questel Orbit (компании Questel), PatBase (компании Minesoft), TotalPatent (компании LexisNexis), WIPS Global (Корея), PatSeer (компании Gridlogics) и др.
Различные патентно-информационные источники имеют свою специфику и разный охват национальных патентных баз данных. При этом, в патентных базах данных с целью удобства поиска в большинстве случаев имеются и общие подходы, в частности, в использовании логических (булевых) операторов (AND, OR, NOT, WITHIN, ADJ).

Как выбрать сервис для проведения патентного поиска онлайн? Необходимо, чтобы сервис (база данных) позволял:

  • исключать информационный шум, то есть нерелевантную или неполную информацию;
  • унифицировать имена (наименования) заявителей;
  • обладать полной верификацией данных с информационными системами национальных патентных ведомств.
Может заинтересовать

Определим, возможно ли выпускать продукт без нарушения чужих патентов. Часто такой анализ требуют проводить заказчики НИОКР, однако не нарушать чужие права — в интересах и самих разработчиков.

Патентные исследования нужны почти на всех этапах НИОКР. С целью выбора направления исследований, оценки охраноспособности разработанных решений и анализа патентной чистоты.

Запатентуем в качестве изобретения практически любую сущность из любой сферы: рецепт пирога, способ кодирования видео, технологию обработки стали или трехвалентную вакцину.

Patent Family Group
Регистрируем патенты и товарные знаки, проводим патентные исследования и оцениваем нематериальные активы.