Для наглядности приведем пример расчета стоимости исключительного права на товарный знак. Для простоты воспользуемся только одним подходом — доходным. Оценка будет проходить в несколько этапов.
1. Составление прогноза продаж
К примеру, ежегодная выручка компании от продаж металлической мебели, маркируемой оцениваемым товарным знаком, составляет 100 млн. рублей. Допустим, что компания вышла на максимальный объем продаж и выручка в 100 миллионов будет постоянной на протяжении всего срока действия исключительного права на товарный знак. Учитывая, что действие прав на товарный знак можно продлять бесконечное количество раз, то их можно считать условно бессрочными.
Принимая во внимание указанные выше данные, расчет можно провести по модели Гордона, которая подразумевает, что компания на сегодняшний день получает определенную прибыль, которая в будущем может увеличиваться только от инфляции.
Согласно данной модели, стоимость товарного знака рассчитывается по формуле: С = В x R x k, где:
В — прогнозная выручка (постоянная);
R — доля выручки, приходящаяся на товарный знак.
k — фактор капитализации (множитель для «конвертации» дохода в стоимость).
При оценке товарный знаков доля выручки ® чаще всего соответствует ставке роялти, справедливой для этого товарного знака. Ставка роялти — это размер лицензионного вознаграждения в виде периодических процентных отчислений. Обычно этот процент рассчитывается от валовой выручки, но иногда в качестве базы для расчета роялти выбирают прибыль, себестоимость или другие финансовые показатели компании.
Далее, согласно формуле, рассчитаем ставку роялти и фактор капитализации.
2. Обоснование ставки роялти
Существует множество способов нахождения значения ставки роялти. Чтобы не углубляться в методику ее расчета, можно воспользоваться списком так называемых «стандартных ставок» роялти. В интернете можно найти несколько источников, в которых они указаны. Самой распространенной и применяемой нами на практике является таблица из книги Карповой Н. Н., Азгальдова Г. Г., Базанчука Е. А., Шарановой Н. А. «Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности».
Для нашего примера оценки товарного знака, которым маркируется металлическая мебель, в указанной выше таблице предусмотрена ставка роялти — 3%. Стандартные ставки обычно корректируют в зависимости от типа лицензии, объемов продаж и других факторов, но в нашем примере этот этап мы пропустим.
3. Расчет фактора капитализации
Фактор капитализации рассчитывается по формуле: k = 1 / (i — ∆), где
i — ставка дисконтирования;
∆ — темп роста доходов.
В качестве ставки дисконтирования для наших расчетов возьмем 25% (среднее значение для сформированного стабильного бизнеса). В качестве темпа роста — 3,8% инфляцию, в соответствии с прогнозами Минэкономразвития.
Таким образом, фактор капитализации составит: k = 1 / (25% - 3,8%) = 4,72
4. Итоговый расчет стоимости товарного знака
Для нахождения стоимости товарного знака последним шагом будет подстановка найденных значений в первую формулу. В рассматриваемом случае стоимость товарного знака будет округленно равна:
С = 100 000 000×3% x 4,72 = 14 160 000 рублей