Исключительное право на товарный знак по общему правилу содержит в себе три составляющие, о каждой из которых можно подробнее ознакомиться далее по тексту:
- Право использовать товарный знак.
- Право распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
- Право запрещать использование товарного знака.
Право использовать товарный знак (знак обслуживания)
Обладатель исключительного права на товарный знак уполномочен использовать товарный знак в собственной деятельности.
Так как товарный знак — это средство индивидуализации товаров, работ и услуг, использованием товарного знака признаются следующие действия:
- Размещение товарного знака на товарах или их упаковках, при условии, что эти товары продаются, демонстрируются, предлагаются к продаже, хранятся для целей продажи или просто ввозятся на территорию Российской Федерации.
- Использование товарного знака при оказании услуг или проведении работ.
- Размещение товарного знака на документах, связанных с продажей продукции.
- Использование товарного знака в рекламных материалах, вывесках и объявлениях.
- Использование товарного знака в интернете, в том числе в доменном имени.
При этом, приведенный выше перечень вариантов использования — не исчерпывающий, важно только не нарушать закон.
Распоряжение исключительным правом на товарный знак
Обладатель прав на товарный знак (знак обслуживания) может распоряжаться этими правами. Под термином «распоряжение» понимаются следующие действия:
«Продать» исключительное право на товарный знак в полном объеме другому лицу. По-научному это называется отчуждением исключительного права на товарный знак. В результате отчуждения у товарного знака меняется правообладатель, а у первоначального правообладателя никаких прав не остается.
Продавать лицензии на товарный знак. Экономический смысл продажи лицензии — предоставление права использования с ограничениями по срокам и территории.
Оформить договор коммерческой концессии, который за рубежом называется «франшиза» — еще одна популярная форма распоряжения правом на товарный знак. В этом случае покупатель франшизы приобретает право использования на товарный знак, а также какие-либо сопутствующие объекты. Как правило, это документация по ведению бизнеса для быстрого запуска продаж по уже проверенной бизнес-модели.
Важно отметить, что все формы распоряжения правом на товарный знак (знак обслуживания) могут использоваться в отношении не всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, а в отношении какой-либо их части. Это справедливо как для полного отчуждения прав на товарный знак, так и для продажи лицензий и франшизы.
Право запрещать использовать товарный знак
В законе право запрещать использовать товарный знак возникает исходя из положения, что никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя. Причем незаконным использованием товарного знака может быть признано не только использование точно такого же обозначения в отношении точно таких же товаров.
Чтобы нарушить право на чужой товарный знак, достаточно использовать похожее обозначение и даже в отношении похожих товаров и услуг, если в результате такого использования может возникнуть вероятность «смешения». Иными словами, если потребитель подумает о принадлежности товара другому правообладателю, то это явный признак нарушения прав на чужой товарный знак.