Мы используем куки на нашем сайте

Право на товарный знак и знак обслуживания

Какие права возникают при регистрации товарного знака, и что можно с ними делать
16 января / 2017
Виталий Шульгин

Исключительное право на товарный знак (знак обслуживания) — право, которое возникает у заявителя товарного знака после того, как Роспатентом внесена запись в соответствующий государственный реестр. После официальной регистрации, подавшее заявку лицо становится законным правообладателем.

В силу государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) у правообладателя возникает, так называемое, исключительное право на товарный знак, о котором в данной статье и пойдет речь.

Исключительное право как элемент интеллектуальных прав

Перед тем, как подробно описывать право на товарный знак, начнем с небольшого введения о правах, которые признаются на объекты интеллектуальной собственности вообще.

Права, которые возникают в отношении интеллектуальной собственности, называются интеллектуальными правами. Интеллектуальные права, в свою очередь, для разных объектов имеют самое различное содержание.

Например, при регистрации изобретений, интеллектуальные права содержат в себе целых три компонента:
  • Исключительное право. Принадлежит правообладателю и позволяет использовать объект, запрещать использование третьим лицам, а также продавать лицензии на этот объект (то есть распоряжаться правом).
  • Личные неимущественные права. Принадлежат автору. Позволяют считать себя автором и указывать себя в качестве такового.
  • Иные права. Например, автор получает авторское вознаграждение за создание объекта.
В случае с правами на товарный знак ситуация иная: на товарный знак признается только исключительное право, которое принадлежит правообладателю товарного знака. Никаких личных неимущественных прав и иных прав при регистрации товарного знака не возникает.

Объем прав на товарный знак

С момента государственной регистрации товарного знака, у правообладателя возникают права, объем которых возможно объективно измерить.

Законом охраняется обозначение, которое указано в свидетельстве. Если зарегистрирован словесный товарный знак (товарный знак в виде слова), то для нарушения достаточно использовать это слово в любом начертании и в любом оформлении, так как будет охраняться в том числе и смысл этого слова. Если зарегистрирован изобразительный или комбинированный товарный знак — объем охраны несколько меньше, так как имеет значение и дизайн, в котором выполнен товарный знак.

Зарегистрированное обозначение охраняется только в отношении тех товаров и услуг, которые указаны в соответствующем перечне свидетельства. Однако, права на товарный знак распространяются и на «однородные» товары и услуги. Например, косметика и услуги салонов красоты — однородные: салоны красоты часто выпускают косметику под собственными торговыми марками, и вероятно, что потребитель сделает такое же умозаключение.

Права на товарный знак действует только в тех странах, в которых этот товарный знак зарегистрирован. Если товарный знак зарегистрирован на территории РФ — правообладатель не запретит использовать этот товарный знак на территории, например, Германии, пока там не будет получено свидетельство.

Содержание исключительного права на товарный знак

Исключительное право на товарный знак по общему правилу содержит в себе три составляющие, о каждой из которых можно подробнее ознакомиться далее по тексту:

  1. Право использовать товарный знак.
  2. Право распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
  3. Право запрещать использование товарного знака.

Право использовать товарный знак (знак обслуживания)

Обладатель исключительного права на товарный знак уполномочен использовать товарный знак в собственной деятельности.

Так как товарный знак — это средство индивидуализации товаров, работ и услуг, использованием товарного знака признаются следующие действия:
  • Размещение товарного знака на товарах или их упаковках, при условии, что эти товары продаются, демонстрируются, предлагаются к продаже, хранятся для целей продажи или просто ввозятся на территорию Российской Федерации.
  • Использование товарного знака при оказании услуг или проведении работ.
  • Размещение товарного знака на документах, связанных с продажей продукции.
  • Использование товарного знака в рекламных материалах, вывесках и объявлениях.
  • Использование товарного знака в интернете, в том числе в доменном имени.
При этом, приведенный выше перечень вариантов использования — не исчерпывающий, важно только не нарушать закон.

Распоряжение исключительным правом на товарный знак

Обладатель прав на товарный знак (знак обслуживания) может распоряжаться этими правами. Под термином «распоряжение» понимаются следующие действия:

«Продать» исключительное право на товарный знак в полном объеме другому лицу. По-научному это называется отчуждением исключительного права на товарный знак. В результате отчуждения у товарного знака меняется правообладатель, а у первоначального правообладателя никаких прав не остается.

Продавать лицензии на товарный знак. Экономический смысл продажи лицензии — предоставление права использования с ограничениями по срокам и территории.

Оформить договор коммерческой концессии, который за рубежом называется «франшиза» — еще одна популярная форма распоряжения правом на товарный знак. В этом случае покупатель франшизы приобретает право использования на товарный знак, а также какие-либо сопутствующие объекты. Как правило, это документация по ведению бизнеса для быстрого запуска продаж по уже проверенной бизнес-модели.

Важно отметить, что все формы распоряжения правом на товарный знак (знак обслуживания) могут использоваться в отношении не всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, а в отношении какой-либо их части. Это справедливо как для полного отчуждения прав на товарный знак, так и для продажи лицензий и франшизы.

Право запрещать использовать товарный знак

В законе право запрещать использовать товарный знак возникает исходя из положения, что никто не вправе использовать товарный знак без разрешения правообладателя. Причем незаконным использованием товарного знака может быть признано не только использование точно такого же обозначения в отношении точно таких же товаров.

Чтобы нарушить право на чужой товарный знак, достаточно использовать похожее обозначение и даже в отношении похожих товаров и услуг, если в результате такого использования может возникнуть вероятность «смешения». Иными словами, если потребитель подумает о принадлежности товара другому правообладателю, то это явный признак нарушения прав на чужой товарный знак.