Внимание налоговых органов к стоимости отчуждения результатов интеллектуальной деятельности и величине роялти вполне понятно. На практике популярны «схемы» с использованием нематериальных активов, позволяющие оптимизировать налоговые обязательства. В фокусе внимания находятся расходы, понесенные компаниями на приобретение объектов интеллектуальной собственности или лицензий на их использование. Камнем преткновения в споре с налоговой может стать именно разумность стоимости отчуждения или величины роялти, которые должны соответствовать рыночному размеру.
Проблема заключается в том, что компании не могут самостоятельно определить рыночную величину этих выплат. Каждый результат интеллектуальной деятельности индивидуален и уникален, поэтому сравнение цен с другими объектами в данном случае крайне затруднительно в виду отсутствия аналогов. Рыночная оценка, проведенная независимым оценщиком, в таком случае является эффективным инструментом в вопросе доказывания обоснованности понесенных расходов.
Ситуация осложняется, когда стороны договора взаимозависимы и приобретатель нематериального актива применяет специальный налоговый режим. В таком случае для минимизации потенциальных рисков отчет об оценке, выполненный независимым оценщиком, и вовсе необходим.
На практике встречаются кейсы, где компаниям удается доказать свою правоту благодаря оценке, проведенной заблаговременно — перед совершением сделки. В качестве примера может выступить судебное дело № А65-7789/2016. В налоговом споре ООО «НТЦ АГРС» доказало обоснованность расходов, понесенных на выплату роялти, предоставив результаты рыночной оценки, не смотря на проблемные моменты:
- взаимозависимость сторон договора;
- роялти, выплаченные проверяемым налогоплательщиком, были единственным источником дохода правообладателя;
- поставленная под сомнение реальность взаимоотношений.