Под брендом обычно понимают товарный знак и связанные с ними маркетинговые элементы, в том числе имена, термины, знаки, символы, логотипы и рисунки, предназначенные для идентификации товаров и услуг, создающие отличительные образы и ассоциации в сознании потребителей, тем самым создавая экономические выгоды.
Из определения следует, что товарный знак, является лишь частью бренда. В зарубежных странах очень распространена практика оценки бренда, как объекта, включающего товарный знак. Такие компании как Interbrand и BrandFinance ежегодно публикуют отчеты с оценкой ТОП-100 мировых брендов. Однако включение в понятие бренда помимо товарного знака других составляющих приводит к существенным различиям в итоговых суммах. Например, при сравнении последних отчетов этих двух компаний видны отличия в рейтингах наиболее ценных брендов (см. рисунок). Это происходит по следующим причинам:
Свобода договора позволяет устанавливать любую цену по сделкам, в том числе с продажей или передачей товарных знаков. В некоторых ситуациях определить стоимость бренда может любое заинтересованное лицо. Но есть ситуации, когда у этого лица должны быть соответствующие компетенции. В качестве такого человека выступает независимый оценщик.
К ситуациям, требующим обязательную независимую оценку, относятся: